6 (19 марта) 1906 года по указу императора Николая Второго в классификацию судов Российского военного флота был включен новый класс кораблей — подводные лодки, которых в России в то время насчитывалось 10 единиц.
Между тем первая подводная лодка, «потаенное судно», была построена еще в 1721 году по указанию Петра I русским плотником Ефимом Никоновым.
Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII-XIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Так, в 1879-1881 годах по проекту С.К. Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки С.К. Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей.
Однако отечественное подводное кораблестроение, как важнейшая отрасль военного судостроения, зародилось в нашей стране лишь в ХХ веке.
В 1904 году на Балтийском заводе была построена первая боевая подводная лодка «Дельфин» водоизмещением 113 тонн, а в 1908 году в России был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб». К началу Первой мировой войны подводные силы России насчитывали в строю 15 подводных лодок. Еще 18 субмарин строились.
Сегодня в боевом составе морских стратегических ядерных сил ВМФ России имеется более 20 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, а в составе сил общего назначения — свыше 50 атомных и дизельных субмарин. Наличие этого флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав и заставляет ведущие западные государства считаться с ее национальными интересами.